Человечное воспитание: от А.Макаренко до В.Крапивина - Статьи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Статьи

- Проекты
Страница проекта - Кладовая звезд Урала
Страниц: 1

 

Антон Макаренко

Тут такой случай или стечение обстоятельств. Во-первых, в марте день рождения педагога и писателя А.С.Макаренко (13.03.1888г.) и само собой напрашивается педагогическая тема. Во-вторых, мы получили письмо-напоминание:

«Здравствуйте, Алексей! …Я в настоящее время пишу диссертацию на филологическом факультете… Пытаюсь поместить В.П.Крапивина в общий культурно-литературный контекст, найти связи с предшествующими литературными традициями. Думается, что Ваша работа будет чрезвычайно полезна в моих поисках. Могли бы Вы выслать ее в полном виде?…С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество, Юлия Б…»

Напоминание, потому что оно заставило вспомнить, что этой же весной исполняется 20 лет работе Алексея Нянина, можно сказать полушутя, одной из первых для своего времени «монографий» по творчеству уральского писателя и педагога В.П.Крапивина.

В-третьих, в этой самой работе сведены воедино и актуальные вопросы современной педагогики, и дети с их нелегкими отношениями с взрослыми в последней трети ХХ века, и литература, а еще и Макаренко вместе с Крапивиным. Оба писатели и педагоги.

Вот почему, вместо дежурных фраз по поводу дня рождения Антона Семеновича, решили отметить это событие одной главой из упомянутой литературно-педагогической работы по трилогии В.Крапивина «Мальчик со шпагой».

От редакции

 

 

ЧЕЛОВЕЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ:

от А.Макаренко до В.Крапивина

 

В последние годы много говорится о новой педагогике, о переводе на интенсивные и более гуманные рельсы всей системы образования. В связи с этим правомерно ставится вопрос и «о педагогике настоящей, умной детской книги» (Цымбаленко С. Не стану ждать. // Учит.газ. 1987. 19 нояб. - С4.). Много у нас умных книг для детей: для примера можно назвать в той или иной мере близких В.Крапивину писателей, как А.Лиханов, А.Алексин, В.Астафьев, Ю.Яковлев и др. Но нас интересуют особенности творчества уральского писателя, а ему больше, чем названным, свойственна близость к А.С.Макаренко, «макаренковская мысль». В.Крапивин активно разоблачает ложнопедагогическую мораль, упрощённую догматику в воспитании. Говоря о макаренковских традициях, В.Рогачев, в частности, напоминает о новых прин ципах роста детских коллективов, многогранности отношений в детском коллективе, развернутых в книгах В.Крапивина, в осо бенности в «Мальчике со шпагой» ( Урал. 1978. №1. - С.126. ). Как в художественных про изведениях Макаренко, у него тоже в книгах отразилась его собственная педагогическая деятельность. Его герои, как правило, члены коллектива, растут в коллективной игре (а вернее - жизни, так как для детей игры - самая настоящая жизнь, полная событий, часто захватывающих весь горизонт их мировосприятия).

В 70-е годы дети, ради которых существуют школы и пионер ские лагеря, оказываются на заднем плане - после процентов, вала и двойной морали. В этих условиях, задолго до вхождения в обиход слов «перестройка» и «демократизация», В.Крапивин борется за духовное здоровье детей в жизни и книгах, воспитывает характер бойца, не способного мириться с подлостью и пошлостью. Его клуб, его книги - это оазисы настоящей жизни в пустыне сухого формализма и чёрствости.

Макаренко выводил в «Педагогической поэме» и «Флагах на башнях» неприглядных «деятелей» соцвоса («социалистического воспитания» - прим.ред.). Крапивин даёт яркую картину болезней современной школы, «педагогов» вроде Совкова , Станислава Андреевича, Нелли Ивановны и им подобных, ко торым свойственны чинопочитание, грубость и хамство, распространение сплетен, неразборчивость в средствах, диктат в воспитании («Мальчик со шпагой»).

Главное же, пожалуй, заключается в утверждении новых форм коллективизма, уходящих своими корнями в традиции педагогики А.С.Макаренко. В трилогии «Мальчик со шпагой» это оформлено концептуально, хотя частично в самых характерных чертах проводится и в других произведениях. Клуб «Эспада» - это организация единомышленников во главе со старшим товарищем Олегом, вожатым, организация, основанная на взаимном доверии. На последующем этапе в клубе функционирует самоуправление ребят - совет капитанов, которому Олег передаёт всю полноту власти в клубе.

Словом, в основе крапивинской концепции современного подростка лежат личность и разновозрастный коллектив, взаимодействующие со средой. Подросток представлен образом С.Каховского, а модель разновозрастного коллектива - детским клубом «Эспада», в котором вожатым является взрослый энтузиаст. В соответствии с макаренковскими принципами, коллектив, утверждая право каждого добровольно состоять в коллективе, требует во имя суверенитета коллектива беспрекословного подчинения личности законам данного коллектива. Он, пока слаб, избавляется от тех, кто не соблюдает эти законы: так «Эспада» избавляется от Сенцова. Сильный коллектив перевоспитывает своих членов на задачах совместной деятельности. «Эспада» строится на единстве идейной и организационной основ коллектива, живущего общим делом. Этим «Эспада» отличается от аморфных групп в школе. Отличается и тем, что живёт идеями добра, справедливости, человечности, ответственности человека за человека. Подростка В.Крапивина отличает самодеятельность, творческая инициатива, которые способствуют созданию и бережному сохранению своих традиций, передаваемых новичкам в качестве своего духовного опыта. В.Крапивин наиболее полно внедряет макаренковские принципы, но с некоторыми изменениями, применительно к новым условиям и другому историческому периоду в работе с подростками.

Пристально, с макаренковской внимательностью и дотошностью, всматривается В.Крапивин в ребячьи характеры и ребячьи отношения как формирующихся характеров и отношений. Но он знает, что воспитать человечность и человечные отношения можно только в коллективе. Коллектив нужно не только создавать, но и поддерживать, иначе он исчезнет. Потому что коллектив - менее всего группа людей, занимающихся чем-то вместе, а больше всего и прежде всего состояние, уровень (очень подвижный ) социального развития. Поддерживать состояние коллективности и чувство коллективизма возможно только через совместную творческую деятельность, необходимую для всех и для каждого. При всём своеобразии клуба «Эспада» коллектив там складывается в полном соответствии с теорией его поэтапного формирования и системой перспектив А.С.Макаренко.

Как далеки от этого школа, школьные классы, отряды, которые долгое время пытались и пытаются выдавать за коллективы, В.Крапивин показывает в повестях достаточно убедительно. Следя за судьбой его подростков в трилогии, мы видим, что только в коллективе у детей возникает чувство социальной защищённости, являющееся условием рождения чувства собственного достоинства. Без этого человек не может быть нравственной личностью. Кстати, личность - понятие, соотносящееся с понятием «коллектив» - тоже состояние, подвижный уровень развитости и проявляемости (от филос. «явление»), деятельной реализуемости индивида. Поэтому в нравственном плане личность характеризуется больше не тем, что она делает, а именно тем, как она это делает. О нравственности можно достаточно обоснованно судить лишь при наличии личности и соответствующих ей форм коллективности. Об этом повествует не только рассматриваемая трилогия, но и другие произведения В.Крапивина. А.С.Макаренко, предостерегая от тепличных условий для ребёнка, писал:

«В жизни все равно ему придётся столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него уменье разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно». В.Крапивин следует этому завету: его подростки позволяют положительно судить о направлении их развития, воспитания в семье, школе, разных социальных группах...

Конечно, творчество В.Крапивина - это прежде всего искусство слова, прежде всего художественное отражение действительности, созидание своей собственной модели этой действительности, поэтому оно не даёт готовых рецептов воспитания, а учит думать, бороться, дружить, жить. Его главная тема - в этом аспекте - дружба и коллективизм. По словам Д.С.Лихачёва, «литература - это учительство и её миссия - просветительство, то, что изначально составляло её сущность» (Лихачёв Д. Тревоги совести. // Лит.газ.1987. 1 янв. - С.11.) На примере В.Крапивина видно, что его книги выполняют не просто просветительскую и воспитательную функцию, а основываются на педагогическом (в лучшем смысле!) материале. Недаром говорят, что они являются практическими руководствами по воспитанию, учебниками новой педагогики, как и о «Педагогической поэме» Макаренко. В.Крапивин достойно продолжает его традиции в советской литературе. С самого начала он развивает их, а не принимает в выхолощенном виде, как это делалось в педагогической науке и школе.

(Алексей Нянин. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»". (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). 1989г.) )

Опубликовано в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ» 3-2009.

Страниц: 1

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
Творчество
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизни
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторов
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУ
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляков
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка

Важные темы
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультация
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат