Статьи - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Статьи

- Проекты
Страница проекта - Кладовая звезд Урала

20 мая 1989 года закончена работа Алексея Нянина в Уральском государственном университете имени М.Горького по творчеству уральского писателя и педагога В.П.Крапивина, работы, фрагменты которой публикуются здесь, начиная с 3-4 выпусков «ЗОВУ РИТМ» 2009 года).

Конечно, сама публикуемая работа, как и книги В.Крапивина, не о том, что происходит сегодня в школе и вне школы с детьми. Там отражены 70-80-е годы ХХ века. Но у нас как раз и была задача на этот раз показать, откуда растут сегодняшние проблемы с воспитанием. Потому что понятно, что они возникли не вдруг и являются следствием ранее происходивших процессов в педагогике и литературе, системе образования и всей общественной жизни. Мы считаем, что важно и полезно знать свое прошлое, близкое и далекое!

От редакции

 

«ВСАДНИКИ УСПЕВАЮТ НЕ ВСЕГДА»,

или

ВНУТРЕННИЙ МИР ПОДРОСТКА

 

…Каким образом раскрывается характер Серёжи Каховского на страницах трилогии?

Не по годам зрелая рефлексивность подростка, отмечаемая критиками ( Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт. ), составляет одну из его сильных сторон. Она рациональна, помогает в критической ситуации делать нравственный выбор « на несколько ходов вперёд ». Когда на станции Роса физрук хватает Серёжу, чтобы насильно увести в лагерь и Нок выручает его, у него, никогда ещё не испытавшего на себе злую силу взрослого, остаётся горькое беспокойство: « Хорошо, что я не успел заплакать ». Не раз он испытывает потом обиду непонимания, которая стремительно нарастает и... Сначала решимость действовать и необходимость держат в напряжении, потом приходит расслабление, особенно когда кто-то поддержит и утешит, вместе с расслаблением жалость и сострадание к себе, бывшему в трудной ситуации, накатывают с такой силой, которая требует немедленной разрядки, выхода. Обида прорывается слезами: ну почему нельзя было сразу решить по справедливости, без обид! Даже в семье бывает такое. Самокопание, сомнения занимают в душе мальчика большое место. По сле того как хулиганствующие подростки избили на улице Митю Кольцова за сопротивление им, а бывшие при этом одноклубники трусливо бездействовали, Каховский мучительно раздумывает, а мог бы он, оказавшись на месте Мити, не струсить. Случай представился: ему пришлось сразиться с взрослым, вооружён ным ножом преступником. Капитан милиции оценил это по заслу гам: « Сергей, столкнувшись с преступником, вёл себя как насто ящий мужчина ». Казалось бы, какие ещё сомнения! Ан нет, в его « радости было беспокойство. Его сверлила мысль... о случайности ». И так всё время.

Бажов Павел Петрович

Павел Петрович Бажов (28.01.1879г - 03.12.1950г)

 

Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала - этой колыбели русской металлургии. Семья Бажовых - это несколько поколений горнозаводских мастеров, людей "огненного труда". Дед и прадед писателя были крепостными рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на барских заводах.

В.Крапивин. Мальчик со шпагой

То, что происходит сегодня в сфере воспитания детей, во многом является следствием происходившего в этой сфере в 70-80-е годы ХХ века. Ведь сегодня как раз те поколения, которых воспитывали тогда, воспитывают уже своих детей и внуков. Вот почему и интересно вспомнить о том, что было лет 20-30 назад в школе, на улице и в других общественных местах, как тогда строились отношения детей и взрослых, как это отражалось в литературе и педагогике. В этом случае станут понятны многие проблемы школы и общества сегодня. В том числе и с воспитанием детей. С этой целью и публикуем еще одну главу из работы Алексея Нянина 20-летней давности по творчеству уральского писателя и педагога В.П.Крапивина (начало см. в прошлом номере).

От редакции

 

«НАМОРДНИКИ ДЛЯ ВСЕХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ», или КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА СО СРЕДОЙ

 

Постижение характера подростка в повестях В.Крапивина начнём с характеристики отношения к подростку, к проблемам детства «взрослых» героев писателя. Это даст нам возможность обрисовать и ту среду, в которой действует крапивинский герой-подросток и которая проявляет его характер. По отношению к детям «взрослые» герои Крапивина чётко поляризованы.

Среди взрослого «населения» повестей к друзьям детства относятся: журналист Алексей Борисович Иванов, вожатый в лагере «Смена» Костя, отец С.Каховского, руководитель клуба «Эспада» Олег Петрович Московкин, журналист Владимир Матвеевич Карцев, Володя с катера «Азимут», директор школы Анатолий Афанасьевич Артемьев, лейтенант милиции Сергей Ковалевский, учительница третьего класса Надежда Анатольевна и множество других эпизодических лиц.

Алексей Борисович не случайно оказался рядом с Серёжей. Он часто служит проводником авторских мыслей, авторского от ношения к детям, к жизни. Иванов не пройдёт равнодушно мимо детских забот и тревог, обязательно проявит участие, поможет, где надо. Хотя, что и говорить, жизнь приучила к тому, что такие люди воспринимаются иной раз как «дон-кихоты», в смысле не от мира сего. И такое сравнение явно не в пользу обыденной жизни, где вольготно чувствуют себя дзыкины, грачёвы, всякие там воспитатели с овощебазовским стажем и ряд других, готовых согласиться с тем, что с нечаянной откровенностью брякнула юная проводница с поезда: «Намордники для всех обязательны». А детям, по их мнению, в любом случае « с взрослыми спорить не полагается ». Алексей Борисович, человек с длинным лицом с круглыми складками у рта, с редкими волосами и длин ными залысинами, с большими прокуренными зубами, оставляет самое приятное впечатление со своей добротой, принципиаль ностью, с его любопытством и наблюдательностью, с профессио нальной привычкой всех обо всём расспрашивать, с силой харак тера и уважением к детству. Это о нём Совков сказал: «У вас удивительная способность возникать, где не надо». А журналист отпарировал: «Видите ли, тут у нас точки зрения очень разные. Когда вы считаете, что не надо, я как раз думаю, что надо».

Любовь ЛАДЕЙЩИКОВА,

поэт, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ

 

То, что происходит сейчас на Земле, иначе как самоуничтожением, самоубийством цивилизации – не назовешь. Выкорчевали для начала из человеческих душ доброту и нравственность, умение любить и беречь – и стали люди жадны, расточительны и равнодушны… Но самое страшное – люди разучились думать о Будущем… Жизнь сама по себе, без накопительства и наживы, перестала удивлять и восхищать, перестала восприниматься как высшая божественная награда…

(Александр Михайлович Лобок, педагог и философ)

 

Каким должен быть культурный человек? Употребление этого слова подразумевает трудноуловимый смысл - качество, определяемое самыми различными сторонами личности. Но, безусловно, называя человека культурным, мы подразумеваем обладание им определенной суммой культурной эрудиции, нормой знаний и навыков, которое и дает право так называться. Подобный "культурный лоск", возможно, и не отвечает подлинным стремлениям человека, не нужен ему, да и неудобен, но - обязателен, как галстук в ресторане.

Процесс (почти кафкианский) обретения (или - утраты?..) человеком своего культурного "Я" - образование в широком смысле, и в узком - школьное, - является основным механизмом сохранения и развития культуры, культурной трансляции. И, кроме того, он занимает значительную и, как некоторые считают, лучшую часть нашей жизни (а у некоторых - вообще всю жизнь...) - детство, неразрывно связанное в памяти со школой.

Любовь Ладейщикова

Упоминания о быстроходных ладьях и, стало быть, об истоках древней моей фамилии встречаются еще в летописях и сказаниях XI - XV веков. Мои предки - ладейщики и мореплаватели - ладили крепкие торговые и рыбацкие суда и водили их по Белому и Баренцеву морям. По северным рекам и далее, промыслом Божьим, добрались они к концу XVI века до уральского Камня, где и породнились с углежогами и рудознатцами, плавильщиками и пивоварами... На долгом этом пути упругая, как тетива, половчанка успела-таки пленить сердце синеглазого кормчего, влив в родовую память гомеопатическую дозу азиатской крови, раскосо просвечивающей сквозь мою, отнюдь не безупречную, славянскую родословную.

15.07.11 - Проекты| Статьи » Свеча негасимая
Антон Макаренко

Тут такой случай или стечение обстоятельств. Во-первых, в марте день рождения педагога и писателя А.С.Макаренко (13.03.1888г.) и само собой напрашивается педагогическая тема. Во-вторых, мы получили письмо-напоминание:

«Здравствуйте, Алексей! …Я в настоящее время пишу диссертацию на филологическом факультете… Пытаюсь поместить В.П.Крапивина в общий культурно-литературный контекст, найти связи с предшествующими литературными традициями. Думается, что Ваша работа будет чрезвычайно полезна в моих поисках. Могли бы Вы выслать ее в полном виде?…С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество, Юлия Б…»

Напоминание, потому что оно заставило вспомнить, что этой же весной исполняется 20 лет работе Алексея Нянина, можно сказать полушутя, одной из первых для своего времени «монографий» по творчеству уральского писателя и педагога В.П.Крапивина.

В-третьих, в этой самой работе сведены воедино и актуальные вопросы современной педагогики, и дети с их нелегкими отношениями с взрослыми в последней трети ХХ века, и литература, а еще и Макаренко вместе с Крапивиным. Оба писатели и педагоги.

Вот почему, вместо дежурных фраз по поводу дня рождения Антона Семеновича, решили отметить это событие одной главой из упомянутой литературно-педагогической работы по трилогии В.Крапивина «Мальчик со шпагой».

От редакции

 

Владислав Петрович Крапивин

Публикация к 20-летию данной работы по творчеству В.Крапивина:

(Фрагменты дипломной работы выпускника филол. ф-та УрГУ Алексея Нянина "ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА "МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ". (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). - Свердловск. Уральский Государственный Университет им.Горького. 1989г.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .... 3

Глава 1. В.Крапивин и традиции детской литературы

§1. Критика о традициях в творчестве В.Крапивина…. 12

§2. Гайдаровские традиции в трилогии ..... 15

§3. Макаренковские традиции .... 23

§4. В.Крапивин и современная детская литература ....27

Глава 2. Характер подростка в трилогии В.Крапивина

§1. Конфликт подростка со средой ..... 30

§2. Выбор центрального героя ..... 39

§3. Внутренний мир подростка ..... 41

§4. Жизненная позиция подростка ...... 47

Глава 3. Формы выражения авторской позиции в трилогии

§1. Особенности поэтического видения писателя ...... 54

§2. Гриновские мотивы и романтика ..... 55

§3. Романтический реализм Вл. Крапивина ....... 60

§4. Средства изображения характеров .... 63

§5. Авторская позиция в повестях ...... 63

Заключение

Использованная литература ...... 77

 

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
Творчество
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизни
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторов
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУ
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляков
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка

Важные темы
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультация
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат