Человек или

Психология

- Проекты
Страниц: 1

 

Вот вы читаете психологическую литературу, повышаете уровень самообразования, и готовы читать еще. Готовы даже пообщаться на эту тему, поспорить и подискутировать. Но кто вы? Зачем вы? Чего добиваетесь? Что вы хотите узнать? И что можете миру сказать, какое принесли Слово?..

…Давайте не будем рассуждать абстрактно, а начнем детальный конкретный разговор с самого начала, шаг за шагом. Без данных, без исходных посылок и определений, нет и задачи, которую следует решать. Иначе, кроме пустой и умной болтовни ни о чем, ничего путного у нас не выйдет.

Рождается ребенок, приходит на землю жить человек (или вот вы пришли!)… И что же происходит с самого начала? Над какой привычной очевидностью мы очень редко задумываемся? Видите ли, в чем дело-то получается.

Для сравнения: идешь в магазин и покупаешь компьютер. Там уже изначально устанавливают и конфигурацию, и некоторые типовые программы для его нормального функционирования и эксплуатации, сверх того сами еще заказываете установить некоторые необходимые вам программы и утилиты. Улавливаете суть аналогии?

Во-первых, у ребенка не спросили, какую "модель" он с собой представляет, с какими "программами" он пришел и на что годится. (У вас тоже никто не спрашивал?! Кстати, посмотрите по этому поводу публикацию "ВОКЗАЛ ДЛЯ ОДНОГО" http://www.zovu.ru/pub/wareshougt.htm ). У него изначально отнимается право на самосознание. Как будто живую куклу в “зоомагазине” купили. Или “аист подбросил” – чужой чужим! И многие даже просто так философствуют на эту тему: ребенок - это личность или вещь, "tabula rasa", с которой родители, другие люди или общество вольны делать что угодно. И на сегодня подавляющее большинство людей особо нравственными вопросами и не мучается, когда возникает вопрос воспитания, т.е. какую информацию “записать” в психику ребенка. Это что же получается – сплошной невежественный произвол или цивилизованное рабство под флагом демократии? А представьте СЕБЯ на минутку на месте ребенка: вот, вы, как инопланетянин, вступили на землю (родились!) для контакта, со своими вполне определенными планами. А вас тут ни черта не слушают и начали черт знает чему учить, к чему-то готовить и иметь на вас, как к рабочему скоту, какие-то виды… Как вам все это понравится?

Во-вторых, ребенка, как любой общественно полезный предмет, с рождения начинают эксплуатировать и приспосабливать под свои нужды все, кто рядом оказывается - родители (для которых ребенок - любимая кукла сейчас и будущий опекун на старости лет), госучреждения (для которых он по достижении совершеннолетия обязан выполнять общественно полезные функции), каждый прохожий (по-своему, стремится воспользоваться и заставить: подержать, помочь, послушать…)… При этом называют это "воспитанием", "обучением", "образованием" и "социализацией". Прививают определенные навыки, то есть откровенно "программируют", якобы “учат жить среди людей”. И всякие другие “песни” от излишней неуверенности или самоуверенности (они хотят знать, что у них получается “правильно” и ищут доказательства!)… Кто же это отрицает-то?! Это нужно – учить взаимодействовать с миром! Очень нужно! НО!!! Почему при этом совершается огромное ЗЛО? Почему никто не интересуется природными данными, задатками, потенциалом нового человека на земле? Почему никто не интересуется, зачем этот человек родился? Что нового он несет? Почему говорят только о том, как ему следует вести себя в обществе и чем заниматься? Такова сегодня мораль?

В-третьих, ребенок, вырастая, на основании каких исходных знаний (каких "программ") будет мыслить? Есть ли то, что теперь, по достижении совершеннолетия, у него называется "мировоззрением" и "самосознанием", действительно то, что под этим подразумевается? Или это навязанные извне социальные стереотипы (модели, шаблоны, составные части "инсталлированных" в психику ребенка "программ")? Сохранились ли где-то в глубине психики хотя бы частицы того, с чем ребенок родился. “Вспомнит ли” он те задачи, с которыми пришел на землю? Или подумает, что все это фантазии и бред, как думают его воспитатели? Сколько рядом с ним таких – “непомнящих”? Сколько тех, кто абсолютно уверен, что кроме тех “программ”, которые записаны в их психику, других “программ” нет и быть не может, другого способа мировосприятия нет и быть не может, и нет и не может ничего быть больше того, что они сейчас видят глазами перед собой во всей очевидности и способны увидеть вообще? Свой ограниченный предел восприятия ими возводится в абсолют и даже не думается о том, что при дальнейшей тренировке предел восприятия отодвинется дальше и станет совершеннее. Это вам не кажется убожеством, когда перед вами стоит “субъект”, со средним “коридорным” образованием, и смеется над вашими представлениями, к примеру, об устройстве солнечной системы или природе торсионных полей? И вам понятно, что для него всего этого вообще не существует. Представляете, это все равно что пытаться вступить в контакт с компьютером: сами понимаете, что от компьютера глупо добиваться большего, чем позволяет заложенное в него. Печально.

В-четвертых, на каком психологическом и социальном "языке" личность будет функционировать? В данном случае, речь идет об ОРГАНЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ и взаимодействия с реальностью… А не задумывались никогда над тем, что, в принципе, каждый своим опытом строит свою вселенную? И что в диалоге двоих всегда речь идет о двух разных видениях и разных вселенных, для описания и понимания которых каждый вырабатывает своими собственными органами свою знаковую систему? Когда другому навязывают не испытанный им опыт в форме абстракций, заставляют верить в достоверность этой абстракции и при этом требуют, чтобы не нарабатывал свой опыт и свою систему знаков, а основывался только на навязанных кем-то абстракциях и чужих (якобы “общих”) знаниях (а знания – это лишь теория, лишь набор какой-то неизвестной знаковой информации, а не опыт), насколько это нормально? А не это ли происходит в процессе массового воспитания и обучения? (Программисты даже примерно подсчитали, что за 10 лет школьного образования делается попытка “записать” в психику ребенка приблизительно 1/3 CD-диска или 226 800 000 байт информации).

И так далее… В результате кругом такая какофония и бред, что голова кругом идет. Все умники и умницы, все что-то говорят, будто истину вещают, и никто не слушает. А когда слушают, то просто не слышат. Нет этих органов слышания, их убирают с детства!

Как видите, с самого начала нужно договориться об основаниях, принципах, регламенте дискуссии, чтобы хотя бы слышать… Потому что каждый, кто включается в разговор, имеет: 1) свое (или записанное насильно) уникальное мировоззрение и убеждения, 2) даже "типовые программы", заложенные в него, имеют уникальную (хотя бы своими искажениями) модификацию, 3) разный уровень и набор знаний и информации на разных информационных языках и носителях (причем за качество и за “базар” никто не отвечает), 4) свой "уникальный" понятийный и смысловой аппарат общения и мышления (каждый в каждое слово вкладывает свой смысл и свое понимание, основываясь на уровне своего восприятия и на собственном уникальном опыте)…

Представляете, сколько сложностей? По крайней мере, 1) изначально нужно ориентироваться на обмен информацией не на уровне слов (это пустая трата времени и сил), а на уровне интуиции и мыслей, 2) никого ни в чем не следует убеждать (почему вы уверены, что говорите другому то, что ему сейчас надо?) и 3) просто знать, что каждый проходит только свой уникальный жизненный путь (то, что для одного спасительно, для другого может оказаться гибельно!).

Что мы имеем в результате? К каким первичным выводам пришли?

Во-первых, нужно определиться, в какой степени "мое мышление" и "мое сознание" есть действительно мое? И насколько каждый из нас "воспитан", "окультурен", "социализирован" или "морально и психологически искалечен"…

Во-вторых, разобраться в своем личном "органе восприятия реальности" - насколько адекватно или проблемно взаимодействие с реальностью? Есть ли “контакт”? Насколько вы свободны или зависимы, и от кого или чего зависимы? Кто на самом деле контролирует вашу жизненную ситуацию?

В-третьих, учиться взаимодействовать с "миром", но не учить "мир" тому, каким ему быть. На любую экспансию природа (от космоса до устройства вашей собственной психики) отвечает весьма жестко и сурово. Вы никогда не выйдете за пределы того, что позволяет наличный “инструментарий”. Хотите большего и лучшего – совершенствуйте инструмент!

Словом, сначала познавать себя и свои возможности, о чем и говорится в источниках древней мудрости, в том числе и в статье "Центр Сказки", иначе неизвестно, чем и каким образом мы видим и что и в какой степени мы видим… Отшутиться (мол, глазами!) - значит, ничего не сказать и не узнать. Это не так просто и фрагментарно, как в мультиках! ЦЕЛОЕ ИЗМЕРЯЕТСЯ ИНАЧЕ! А между тем у многих “умников” так и хочется спросить: “А вы случайно в мультиках не снимались”? – Настолько у них бессвязное и фрагментарное сознание, что если бы они стали нарушать “общественные нормы поведения”, их бы сразу упрятали в “психушку”, как шизофреников. Они понятия не имеют о том, что надо еще разобраться и понять до предельной глубины, что есть "глаза" и как они действуют! (ЦСкА. 2002.02.15.)

(Глава из книги «XXI век и психология людей новой цивилизации». < Заказать книгу >)
© Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ). 2002.
© Центр Социально-культурной Адаптации (ЦСкА). 2002.

Страниц: 1

Рекомендуем

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
Творчество
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизни
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторов
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУ
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляков
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка

Важные темы
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультация
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат