Новый подход к образованию - Естествознание - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Естествознание

- Проекты
Страниц: 1

 

Фото: Пресс-центр ЗоВУ. 2012

Прежде чем начать разговор о новом подходе к образованию, необходимо уточнить взгляд на происходящее с образованием сегодня. На предпосылки и последствия. Мы все видим, что система образования меняется. Но не все из этих процессов являются следствием потребностей общества и самой системы. Часть этих процессов просто навязаны нашей системе образования. Причем навязана достаточно жестко и необоснованно. Ведь то, что в течение последних тридцати лет упорно многими именуется реформой российской системы образования, в действительности является всего лишь развалом системы, да еще и последовательным.

Если посмотреть в историю, то процесс развала образования в 20-м веке претерпевал различные этапы. С одной стороны, после революции 1917г. был взят курс на всеобщую грамотность, при этом происходило создание «нового человека – строителя коммунизма». В 20-30-е гг. использовалась масса методик и программ обучения. В конце 30-х годов был сделан поворот назад, к принятой в Российской Империи и усовершенствованной методике образования через целостное мировосприятие. При этом делался упор на классическую русскую литературу и искусство, патриотизм и семейные ценности. В школах было введено раздельное обучение, ежегодные переводные экзамены, строгая форма (включая фуражки и ремни для мальчиков). Были построены сотни новых школ, институтов и университетов. Именно такой подход обеспечил СССР небывалые научные и культурные достижения.

Более того, в 1952г. И.Сталин предложил ввести в СССР обязательное высшее образование, при сокращении рабочего дня до 5 часов. Оставшиеся 3 часа должны были уходить на учёбу.

Но в период т.н. «оттепели» все эти завоевания начали постепенно сводить на нет. Этот процесс развала сложившейся системы образования продолжили в позднесоветский период, в 70-80-е годы прошлого века и именно под предлогом реформы, под предлогом улучшения существующей системы образования. Чего же в действительности хотели те первые реформаторы, понять трудно. Бодрые лозунги и эмоциональное желание изменить - вот все, что осталось в памяти от тех первых реформистских шагов на пути разрушения прежней системы.

Системы, которая имела свою структуру и давала достаточно качественное образование. Системы, которая позволяла постоянно пополнять полученные базовые знания. Системы, которая давала не калейдоскопический набор разрозненных фактов из многих учебных предметов, а давала целостное мировосприятие, мозаичное, когда даже при отсутствующем куске мозаики можно по общему рисунку понять смысл. И совершенно естественным было то, что на всех этапах образования система эта была очень хорошо согласована.

Безусловно, систему можно было улучшать и развивать, но ее предпочли разрушить. А в 90-е годы разрушение продолжили. Продолжили с откровенной ориентацией на западные стандарты и принципы. Без учета местных условий (цивилизационных особенностей этой территории и людей, населяющих ее) стали механически переносить те вещи, которые сложились в других условиях в другой местности. Это само по себе является показателем сознания реформаторов, независимо от мотивов и понимания ими происходящего. Сознания, логически устроенного на механических и технических принципах, опирающегося на манипулятивные технологии. Поэтому стоит ли удивляться тому, что на заранее подготовленную в позднесоветское время почву завезли «семена» западной системы образования, будто по предварительному сговору сторон. А что это стало ощутимо заметно и болезненно для людей, так «реформаторы» сильно торопились, не дожидаясь, пока население свыкнется с нововведениями в образовании и других сферах (ведь тогда им нужно было вызволять из кризиса Запад, за счет разрушения нашей страны, за счет ее природных и людских ресурсов).

Вместо возврата к системе образования, дающей целостное миропонимание и широкую специализацию, позволяющую, допустим, выпускнику школы поступить в любой ВУЗ, а выпускнику института работать также и в смежных отраслях, постоянно повышая свой уровень (благодаря широкой программе обучения и заложенным базовым методикам ОВЛАДЕВАНИЯ знаниями), был взят курс на построение т.н. Болонской образовательной системы.

Эта принятая во всём мире система основана на изначальном, уже в школе, профилировании учеников посредством тестирования (вот откуда пришёл ЕГЭ!). После этого школьники уже получают разные типы среднего образования – одни могут пойти в ВУЗ, другие уже никогда. Студенты также готовятся по 2-х ступенчатой системе (бакалавр и магистр), при этом с очень узкой специализацией из-за крайне малого объёма полученных знаний.

Цель такой системы – не воспитание человека с истинным мироощущением, даже не просто хорошего специалиста, а формирование винтика в системе, робота, умеющего делать только одну операцию и не думать ни о чём. Ну и главное – это заработать денег на обучении! Хочешь хорошее образование – плати! А потом, когда твоя узкая специализация после новых технических решений никому не нужна – снова плати - за новое узкоспециализированное обучение!

Второй стороной происходящего является неразрывная связь системы образования и общества. Наша страна и все общество в целом переживают серьезные изменения, и это самым естественным образом отражается на образовании, влияет на него. Совершив этот трагический и весьма странный переход от одной общественно-экономической формации к другой, наше общество еще не осмыслило произошедшего и происходящего с нами.

Ведь было-то как? Страна естественно нуждалась в переменах. Если бы их не тормозили и не подавляли инициативу людей, не мешали естественной самоорганизации людей, то процессы могли пойти совсем в другом направлении. Реально тогда всеми общественными процессами управляла партия, а население тем временем постепенно приобщалось к потребительскому образу жизни.

Если бы процессы воспитания и обучения подрастающего поколения в позднесоветской еще школе были подобающими, и выпускники школ и вузов продолжали подготавливаться к тому, чтобы строить свою жизнь и жизнь страны здраво и на здравых основаниях, то никакие западные ценности ни насильно, ни добровольно не привились бы на нашей почве. Никакое правительство и никакие министры не смели бы даже заикнуться о чем-либо западном в системе образования.

Вот так, через искусственно созданные условия естественную необходимость назревших перемен решили удовлетворить подменой - через западные образцы, так сказать приобщить советских людей к «цивилизации». А то, что советские люди, привыкшие к «тепличным» условиям жизни, изолированной от западного мира, испытали шок от навязанных перемен, это в запущенном давно процессе никого уже не волновало. Как не волнует и по сей день. Процесс т.н. «реформы образования» продолжается независимо от чьих-либо мнений, будто не люди принимают решение, а машина какая-то глухая и бесчувственная работает, перемалывая людские судьбы.

Приобщившись к цивилизации, мы оказались в условиях чуждых нам правил игры. А современная цивилизация – это фактически глобальный технопарк разных машин (в данном случае, мы имеем в виду не только технику, но и разнообразные социальные структуры - административные, корпоративные, общественные и т.п.). Она осуществляет отбор части населения и механизирует ее образ жизни (отчасти как бы роботизирует людей), чтобы «пристегнуть» к системе обслуживания технопарка. А остальные обречены на вымирание и условия дикого выживания (так предусмотрено в проекте «реформаторов» современной цивилизации).

При этом работников («рабов») намертво пристегивают к новому миру через внушение им религиозного бездумного поклонения как перед самой технократической цивилизацией «прогресса», её основой – деньгами и прибылью, её институтами – «демократией, правами и свободным рынком», так и перед её атрибутами – товарами и брендами, едой и системой развлечений, телевидением и новыми деструктивными общественными тенденциями.

Все это, конечно же, напрямую влияет на систему образования, на то, как она будет функционировать и на что она нацелена в отношении подрастающего поколения.

Для создания нового подхода к нашему образованию необходимо понимать, как все эти процессы в современном мире влияют еще и на образование. Что сыграло позитивную роль, а что деструктивную? Вроде бы все просто. То, что мы хотели перемен и лучшей жизни, и готовы были ради этого на многое, конечно, позитив. Эту энергию и этот энтузиазм направить бы в нужное русло, только этого не случилось. А что деструктивно? Так, люди, увлеченные т.н. «научно-техническим прогрессом» не захотели увидеть опасные подвохи и вред, которые несет с собой бездумное поклонение технике и технологиям (это ведь тоже признак ограниченности сознания, его отрыва от живой реальности, технизация). И до сих пор многие люди не желают даже подумать о том, что от любой техники есть не только польза, но и вред. Чего больше – это еще большой вопрос!

Но самой большой проблемой является вовсе не то, что с нами произошло и происходит за последние десятилетия. Проблема в том, что нам мешают трезво осмыслить происходящее, сделать необходимые выводы и извлечь конструктивный опыт. Нам навязывают массу противоречивой информации, навязывают директивные решения, отвлекая людей якобы на всенародные обсуждения. А административная система в стране тем временем становится все более неэффективной и жесткой, даже «мертвой», уже почти недееспособной. Ее эффективность, наверное, тоже мало кого волнует, раз во многих СМИ уже откровенно формируют у людей представление о том, что мы живем в колонии (значит, якобы нам эффективная администрация и правительство ни к чему). Фактически нас принуждают мириться с тем, что мы, как колонизированное население, не должны претендовать на самостоятельность и на что-либо стоящее во всех сферах жизни, включая и систему образования.

Поэтому, прежде чем рассуждать об учебных планах и предметах в школе, СНАЧАЛА НУЖНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИ. НА ЧЬЕМ ПОЛЕ И ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ВЫ ИГРАЕТЕ? КАКИЕ ВОПРОСЫ И В ЧЬЕЙ ЛОГИКЕ РЕШАЕТЕ? КАКУЮ ЖИЗНЬ ВЫБИРАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ. И СООТВЕТСТВЕННО, ДЛЯ СВОЕЙ СТРАНЫ!

Если в голове компот разнообразной противоречивой информации (который ещё и поддерживается специально СМИ), и нет видения дальше собственного носа, то и решения никакого нет. На такого уровня дискуссии и обсуждения реформ мы уже насмотрелись. Это пустая болтовня, выплескивание эмоций. Суть в том, что многие участники дискуссий и обсуждений давно определились и непоколебимо стоят на своем, независимо от того, на какой дороге (деградации или возрождения). Выбор ими сделан, и поменять это в состоянии только чрезвычайные обстоятельства.

Но остальным, кто за жизнь (настоящую, а не придуманную), от всевозможных помех придется избавляться, чтобы увидеть проблему и найти для себя решение. Для этого нужно опираться на определенные, как бы «стержневые» принципы целостного осмысления происходящего. Именно с этой целью нами и был заложен подход через «живое» и «мертвое»…

 

Говоря в своих текстах о «живом» и «мертвом», мы имеем в виду два пути развития современного общества и цивилизации в целом. Сегодня «мертвый» или условно технический путь развития открыто доминирует, а «живой» вполне официально словно загнан в подполье (вы это видите даже по школе, в которой на первом плане учебный распорядок и методики, расписание и поурочные планы, учебники и уроки, зарплаты учителей и нагрузки, а потом уже где-то там - дети: хотя все как бы делается для них, на самом деле действует простая техническая схема, за которую не выходят: рабочий (педагоги) – станок (школа) – сырье (дети). К сожалению, это так в технократическом обществе и его системе образования).

В результате сочетания многих факторов сама цивилизация и общество, как ее часть, развиваются по некому странному пути, представляющему условную «результирующую» двух этих направлений (и «живое» полноценно не может проявляться, и «мертвое» не в состоянии превратить людей совсем в роботов).

В итоге, СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ФАКТИЧЕСКИ ЯВЛЯЕТСЯ ПАРАЗИТИЧЕСКОЙ. И логика существования у нее как у паразита – высасывать и потреблять ресурсы (природные и людские), пока они есть. А там хоть трава не расти. Вот такие паразитические существа готовы либо погибнуть, либо другую планету искать, когда все ресурсы будут использованы. Никакого симбиоза, никакого восстановления использованного. В такой паразитической логике нет выхода. И такая цивилизация заведомо обречена.

НАДО МЕНЯТЬ ЛОГИКУ!

 

Разумеется, все это лишь условно-схематичное описание происходящего в наши дни с людьми и в обществе. Описание, которое, на наш взгляд, может помочь современникам достаточно трезво разобраться в происходящем и сориентироваться для складывания своего личного жизненного пути.

Мы уверены, что основной проблемой современных людей, источником их трагедий и разочарований являются именно ПУТАНИЦА и ПОТЕРЯ адекватных здравых ОРИЕНТИРОВ, мешающие четко найти и понять свое место в происходящем вокруг, выбрать, условно говоря, «направление движения», а также неумение интуитивно отличить истину от лжи!

Жить во всем этом людям становится все трудней и трудней. Трудно и здраво ориентироваться. Почти все природные процессы у людей современного общества «загнаны» в подсознание и усиленно подавляются. Цивилизация навязывает простые и механические действия, будто люди являются уже винтиками глобальной машины. И те, кто полностью вовлекается, т.е. становится частью и функцией этой социальной машины, фактически обречены: система их будет использовать, как деталь в любой машине, на износ, после чего они уже ни на что не годятся. Потому что жить осмысленно нужны другие знания и опыт, и жизнь человеческая на каждом этапе имеет свои особенности. Ее нельзя начать с определенного возраста, потом прервать, а затем вновь продолжить. А идущие в систему или сгибающиеся под ее давлением часто об этом не задумываются.

И в такой ситуации механизмы естественной саморегуляции организма действуют. А ладное мироустройство осуществляется почти всегда вопреки существующим у людей правилам, привычкам и общепринятым социальным нормам. Потому что в наши дни все живое поставлено практически в состояние «вне закона», вытеснено и разрушается. Восстановление здравого и ладного природного пути развития для людей, общества и цивилизации в целом требует не только понимания и осознания, но и серьезных усилий от каждого.

Относительно паразитической логики существования ЛОГИКА ЖИЗНИ И ЗДРАВОГО СМЫСЛА является как бы полярной. К примеру, не рубить деревья, а сажать, особенно плодоносящие, чтобы вокруг благоухали сады, и было изобилие плодов, чтобы ни у кого не возникало мысли продать хоть один плод, а все только и мечтали угощать друг друга, радоваться этому и радовать окружающих! А если и придется срубить хоть какое дерево или убирать павшее, то взамен посадить столько, сколько необходимо. Потому что окружающая среда – это не механический набор чего-то, а как бы живой организм, в котором все ладно взаимодействует. Убрав из естественного кругооборота какой-то элемент, можно запустить необратимый процесс ухудшения среды. Как видите из этого примера и по тем примерам, которые вы наблюдаете вокруг, современная цивилизация полностью враждебна земной природе и действует на уничтожение. И вдвойне плохо, что это делается руками самих людей. И вопрос, в каком месте у них при этом интеллект или там разум, которым многие гордятся, если им невдомек, что рубят сук, на котором сами сидят!

 

Два пути развития цивилизации предполагают и два пути развития образования. Современное образование работает на умирающую цивилизацию с паразитической логикой. Бывшее советское и российское образование последние годы усиленно «реформируют», разрушая и приводя к мировому уровню узкоспециализированной Болонской системы, паразитической логике и совершенно формальным критериям. Это уже очевидно для многих.

Новый подход к образованию нужно вырабатывать и создавать на основе первозданных истинных ценностей, незамутнённого мировосприятия, но с учетом реалий сегодняшнего дня, мудро и трезво сочетая потребности и возможности…

(продолжение следует)

 (Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», август 2012

 

Страниц: 1

Рекомендуем

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
Творчество
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизни
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторов
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУ
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляков
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка

Важные темы
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультация
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат