Новый подход к образованию - Естествознание - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Естествознание

- Проекты
Страниц: 1

 

Новый подход к образованию. - Фото: Пресс-центр ЗоВУ, 2011

(см. начало в прошлом номере)

Продолжить наш разговор об образовании, начатый в прошлом номере хочется с детской песенки тех лет. Можно просто прочесть стихи. Можно прослушать с музыкой, в том самом исполнении, какое было первоначально. Для чего это?

А просто для того, чтобы вспомнить. Вспомнить тот настрой, состояние, идеи. Причем не те идеи и настрой, какие писались в партийных статьях и заявлялись с трибун, а настоящие, те, которые пронизывали все вокруг и чувствовались изнутри, сердцем. Кто-то в то время учился, кто-то учил, кто-то управлял этой системой и поддерживал ее. Воспоминания у всех совершенно разные. И это естественно.

Вспомнить, для того чтобы попробовать сравнить с тем, что имеем на сегодня. Вспомнить, чтобы попробовать понять, что мы все потеряли, а что приобрели. Вспомнить, чтобы сделать необходимые выводы и извлечь опыт. Без всего этого новый подход к образованию может не сложиться.

Вспомнить, что тогда у нас была система образования. Была школа. Были учителя. Учителя, многие из которых стали для нас учителями с большой буквы, наставниками. Та система образования не выдавливала талантливых учителей из школы. Она их даже поддерживала. Возможно, те учителя и сложили костяк системы. Костяк, благодаря которому нашу советскую систему образования не удалось полностью развалить до сих пор!..

УЧАТ В ШКОЛЕ
(Слова: Пляцковский М., Музыка: Шаинский В.)

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе , учат в школе , учат в школе,
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Находить Восток и Юг, рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Про глаголы, про тире
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Такой вот была наша система образования советского периода. Наша система образования не была идеальной. Она просто была. Такой она осталась в детской песне.

Люди, получившие свое образование в советской России еще до начала реформ, намного лучше владеют полученной информацией: у них есть СИСТЕМА, а не просто набор разрозненной информации. И они могут САМОСТОЯТЕЛЬНО пополнять эту полученную еще в школе систему знаний. Они широко и хорошо образованы в силу того, что даже школьная программа тех лет (не говоря уже о высшей ступени знания) давала широкий кругозор и знания из всех областей. Это достаточно ярко характеризует эффективность и качество образования того периода.

А теперь перейдем от светлых воспоминаний к конкретике и фактам. Фактам, позволяющим понять происходящее, «вспомнить, где мы свернули» не туда.

 

Наше образование представляло из себя разноуровневую систему, состоящую из нескольких уровней и ступеней. При этом образование в стране было бесплатным. Точнее сказать оно оплачивалось государством. Оплачивая всю образовательную систему, государство являлось заказчиком и контролером. В этом случае совершенно понятным и логичным был конкурсный отбор учащихся не только в высшие, но и другие специализированные учебные заведения. Все, прошедшие конкурс, имели право на своеобразную государственную дотацию, то есть на бесплатное образование по своему профилю. Получившие образование, чаще всего, должны были отработать по распределению. География и условия распределения тоже задавались государством, как заказчиком и плательщиком за образование. Являясь заказчиком и плательщиком, государство осуществляло отбор преподавателей и управленцев, следило за их квалификацией, качеством и эффективностью работы. Разумеется, вся эта система не была безукоризненной, но она была понятной и регулируемой.

В принципе, это вполне понятно людям и по естественным соображениям (а не из идеологии того периода). Потому что люди (сообщество людей, народ) делегируют часть своих полномочий и потребностей как раз для принятия общих и системных решений, нужных всем и каждому. Как раз в этом случае себя и оправдывает такое административное формирование, как «государство». И не оправдывает, когда оно создает трудности в этих общих вопросах. И тогда оно у народа вызывает недовольство и чувство несправедливости.

В общем, еще недавно на государственном уровне была удобная для людей система образования, которая содержалась бюджетом страны. И откуда же у людей сегодня будет удовлетворение, если у них сейчас, после ряда т.н. «реформ образования», во-первых, отняты (удалены из программ) системообразующие знания, во-вторых, за остающийся некачественный набор учебных предметов предлагают заплатить дополнительно, т.е. еще (раз «государство» почему-то отказывается платить, получив перед этим общенародные средства в т.ч. и на образование).

Не надо никаких ссылок на переписанные учебники истории, не надо лукавых экономических и бухгалтерских расчетов. Их можно настрочить сколько угодно, но нельзя обмануть внутреннее чутье людей. Они, даже если не помнят, каким-то шестым-седьмым чувством понимают, что в стране происходит неладное, в т.ч. и с образованием.

Думайте сами. Это ведь в данном случае вовсе не эмоции, а простая арифметика. С точки зрения обычного человека получается так, что государство не собирается ему давать обещанное полноценное образование (его детям – тоже). Так? Хорошо, в таком случае человек будет искать и находить нужные знания сам (хотя средства на обучение у него или родителей и предков давно уже забрали).

Человеку теперь предлагают пройти множество процедур (тестов, экзаменов, курсов и т.п.) и предметов, чтобы получить документ об образовании (диплом). Но если человек нужные ему знания добывает сам, то все эти процедуры (которые часто еще и приходится оплачивать) превращаются в формальность.

На практике выходит, что от достаточно стройной и цельной системы образования советской периода чаще всего остались только дипломы и подобные «корочки». Оплата образования, а точнее необходимых «корочек», постепенно перекладывается на людей. При этом знания, систему, необходимый практический опыт люди вынуждены находить и набирать уже в процессе работы и практики.

И выходит, уже не так важно (при такой официальной продаже якобы «знаний», т.е., извините, при таком «рынке образовательных услуг»), в каком месте заплатить за этот самый «диплом»! Возникает неестественный выбор! А люди всегда выбирают наиболее эффективный и экономный путь! Теперь понимаете, почему махровым цветом расцветает подпольная продажа дипломов? Несмотря на то, что все сторонние продавцы диплома, как конкуренты, официально преследуются и наказываются. Продавать дипломы, оказывается, при складывающихся таким образом обстоятельствах имеет право только государство, неправомерно отказавшееся перед этим давать качественное образование и использующее средства на образование в других целях, конечно, не столь известных простому человеку.

Конечно, в таких условиях не стоит простых людей винить в «низкой культуре», «непатриотичности» и «поддержке взяточничества». Наемные писаки, зарабатывающие на хлеб посреди мутных волн рыночного произвола, могут свою клевету на народ оставить при себе. Люди просто-напросто на фактах своей обыденной жизни ощущают постепенное отчуждение от них той структуры, которая вроде была призвана, наоборот, создавать удобства и экономить время и средства на множестве формальностей (мы тут немного утрируем, т.к. пока касаемся не вопроса деградации государства, это отдельный вопрос). Необходимые удобства теперь людям создают совсем «левые» формирования (они заполняют ту нишу, откуда уходит государство). И это не потому, что люди плохие и любят нарушать правила (это сказки для наивных), а единственно потому, что государство почему-то (это уже другой вопрос) отделяется от людей. Включая и вопросы образования. Это видно сегодня буквально во всем – от учебников до управления учреждениями образования.

Ведь поначалу так и было, и только потом эта «общая часть» (то, что мы привыкли сегодня называть «государством») постепенно или сразу (по этому поводу известная история молчит) становилась - по определению разных там обществоведов - «инструментом насилия». Несмотря на такие ученые определения, народ и по сей день (по какой-то древней или родовой памяти что ли?) хочет видеть в государстве прежнее, родное – ЗАБОТУ О СЕБЕ! И уж, во всяком случае, не ожидает, что эта вот вроде бы своя «крыша» (или «кров»), призванная оберегать от всех неприятностей, наоборот, будет пропускать все «чужое», от которого, может быть, кому-то там, на чужбине, и хорошо, но не здесь у нас!

Это к вопросу о «западном типе образования». Пускай у нас тут получается пока как бы эпитетами и иносказаниями, но когда так явно меняется суть вещей, уже нельзя считать людей простаками. Происходящее, как говорится, и глупому понятно! Люди-то, в отличие от самих «реформаторов», возможно, считающих, что дурить легко, как раз понимают все и принимают близко к сердцу! Нам ведь часто приходится выслушивать их мнения.

К примеру, если вместо крыши для защиты от дождя ставится над людьми насос для полива кока-колой, то тут уж не до смеха. И если у нас была качественная система образования, устойчивая к чуждому влиянию и фильтрующая все заимствования (своего рода «крыша» или «кров»), а теперь вместо него выстроили аппарат по внедрению западных элементов обучения («насос» или «перекачивающее устройство»), то выдавать это за прежнее могут либо слепцы, либо обманщики. Отдачи (или соответствующей реакции) людей за такое – скажем нейтрально - «нарушение общественного договора» они за это дождутся. Это даже не вопрос психологии или социологии, а вопрос простой физики. Потому что сегодня наши «американизированные» школы уже не учат «крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить»! И вряд ли можно полюбить книжки с ужастиками (в т.ч. и считающиеся учебниками), навязываемые детям современным рынком! Это мы просто констатируем факт.

Современную школу и проводимые реформы сегодня ругают многие. Мы не ругаемся, нам это ни к чему. Мы просто стараемся наглядно показать механизм происходящего, что из чего каким образом получается, как было и что происходит сегодня. Ведь это так просто, и нам бывает не очень понятно, почему люди не замечают или не хотят видеть таких простых вещей!? И из каких исходных данных какие результаты получаются?

Порой можно рассуждать и так.

Нам говорят, что ЕГЭ останется, но его будут улучшать. Странно! Если ЕГЭ – это бред, то как будет выглядеть «бред» улучшенный? Как полный бред? Нас уверяют, что это независимая оценка. Видимо, оценка совсем «независимая», раз она не зависит ни от наличия, ни от отсутствия знаний. Тогда очень хочется узнать, что же мы так «независимо» оцениваем? Умение ставить крестики и случай? Особенно странно выглядят в этом варианте тестовые напутствия сдающим. Советовать лучше знать предмет просто нелепо.

Но таких частных примеров «реформы» можно и не касаться. Ведь это уже вещи второстепенные, когда неуклонно продолжается та же давно знакомая линия «прогресса» - обратите внимание - «научно-технического» (а не «гуманитарного, человеческого» - ведь думали и стремились давно к первому, а второе было в качестве бесплатного приложения, отброшенного в сторону, когда все стало «за деньги»).

Подмена принципиальная, стратегическая! Отсюда и все последствия. Продолжается дальше наступление «мертвого мира» (искусственного, технического) на «живой мир» (естественный, человеческий).

Люди не хотели видеть и сегодня не видят, что по мере увеличения разнообразного «технопарка» они сами будут лишь приложением к технике и механическим процессам, а не наоборот (как они мечтали о будущем, напевая что-то вроде: «вкалывают роботы, а не человек»).

В создании искусственного мира востребованы вещи технические, абстрактные и те, которые можно формализовать, искусственно поменять. А все остальное постепенно отбрасывается. Вы видели ФГОС (т.е. образовательный стандарт) на 2012 год и далее? Там именно так и прописано: отменяется обязательное обучение физике, химии и биологии (т.е. естественнонаучный цикл, который не может быть искусственным), обязательными предметами для старшеклассников остаются пока математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, основы безопасности жизнедеятельности и физкультура (все эти предметы так или иначе формализуются до уровня примитивных упражнений, чтобы дети не дорастали до полноценной гармонично развитой личности).

И это логично в рамках технократического мира (не для людей). Понимаете, иначе люди могут стать умнее роботов! Какие же тут могут быть эмоции, типа недовольства или разочарования? В мертвом, искусственном или техническом (называйте, как хотите) мире другого не бывает!

НЕ ПЕРЕПУТЫВАЙТЕ МИРЫ, которые сегодня существуют как бы параллельно (технический и естественный)! Как минимум, решите для себя, кто вы: робот или человек?! От этого зависит ВЫБОР ТИПА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ!

Видимо, еще и так наступает время, когда ЗНАНИЯ БУДУТ ДАВАТЬСЯ В СЕМЬЕ (если у кого они там есть), а в школе будут преподавать западные (т.е. сугубо технические, формальные и условные) нравы и любовь к технике и чиновникам (как еще людей повернуть к истинным человеческим ценностям, если тяга к ним еще сохраняется у тех, кто не до конца «роботизирован»?). Видите, какой позитив от имеющейся на сегодня «системы образования»?! Пичкать людей техникой и западной едой – это преходяще: можно пресытиться. Или думать (как наркоманы), что пока можно попользоваться «благами цивилизации», а потом «соскочить с иглы». Хотя уже вряд ли. А вот образование – это серьезно, с прицелом на будущее, раз люди сами не хотят о себе и детях заботиться, а полагаются на «общественность» и «государство», суть которых в технический и рыночный век давно изменилась (или извратилась).

В общем, «естественный отбор» всех перемелет, не обращая внимания на убеждения. Как говорится, «мертвому – мертвое», и все искусственное обратится в прах. С законами Природы не поспоришь. Шанс выжить и жить тем больше, чем люди ближе к Природе в организации своей жизни, а соответственно и образования!

 (продолжение следует)

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2012г.)

 

Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», сентябрь 2012

Страниц: 1

Рекомендуем

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
Творчество
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизни
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторов
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУ
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляков
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка

Важные темы
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультация
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат