Гласные в приставках - Живая Русская Грамота - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Живая Русская Грамота

- Проекты
Страниц: 1

 

Как бы в подтверждение, вспомните еще такое правило на А и О, но связанное уже с приставками:

В приставках РАЗ- (РАС-) без ударения пишется -А-: раздать;

В приставках РОЗ- (РОС-) под ударением пишется -О-: розданный.

 

 

Да, под ударением проблем нет: розжиг, розыск, розвальни, розыгрыш и т.д. К тому же и смысл звука О здесь работает: динамика, но ограниченная.

 

Проблема правописания возникает в безударном положении и когда нет чувствования смысла написания: р…зжигать, р…зыскать, р…звалить, р…зыграть и т.д.?

 

А если будем вникать и видеть, что тут есть смысл – смысл многоразовости, длительности, неограниченности или фиксированности (постоянства)?

Тогда мы уже будем видеть, что надо вписывать не О, что надо вписывать только А: рАзжигать, рАзыскать, рАзвалить, рАзыграть и т.д.

Пусть даже в безударной, слабой позиции. Но мы здесь все равно чувствуем какой-то рАзмах: РАЗ!.. РАЗ!..

 

В приставках ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРЕД-, ПЕРЕ- гласные всегда пишутся одинаково:

добежать, догнать, достать (смысл ограничения – О);

забросить, загнать, застать (смысл фиксации – А);

нагонять, нагнать, настать (смысл фиксации – А);

надпись, надломить (смысл фиксации – А);

обрубить, обогнать, (смысл ограничения, разовости – О);

отнять, отогнать, отстать (смысл ограничения, разовости – О);

покупка, погнать (смысл направленности действия – О);

подбежать, подогнать (смысл ограничения, разовости – О);

предпосылка, предстать (смысл самодостаточности, явленности – Е);

перевезти, перегнать, перестать (смысл изменения, текучести – Е);

 

Во-первых, написание таких приставок можно запомнить именно как строго определенную форму (формально), заданную часть слова: такая-то приставка, как часть слова (количество приставок, суффиксов, окончаний ограничено, и все они зафиксированы в языке, как строительный материал для слов, сами они не изменяются).

Во-вторых, написание таких приставок можно запомнить по смыслу гласных в приставке, т.к. они задают энергетику слову, а раз приставки стоят в начале слова, то играют ключевую роль в изменении смысла слова: бежать, гонять – это не то же, что добежать или нагонять. «Бежать» - это действие, а «ДОбежать» - ограничение действия, выраженного в слове «бежать», фактически его прекращение. Ведь, например, ту или иную приставку мы выбираем именно для того, чтобы передать то, что мы сейчас хотим сказать: ПОДсказать, ДОсказать или ПЕРЕсказать.

 

А теперь, продолжая разговор о приставках, коснемся камня преткновения современных учащихся, когда они довольно часто путают написание прЕ- и прИ-. Тем более гласные Е и И в них предстают в слабой, безударной позиции.

 

Приставка ПРЕ-:

- в значении «высокая степень качества (действия)», можно заменить словом ОЧЕНЬ: пребольшой, преувеличить, пребольно;

- в значении «через, по-иному», можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступать, превратить.

 

Но можно здесь вспомнить и смыслы звуков Е и И в этих приставках:

Е

И

действие самодостаточное, как свое собственное состояние или свойство, или разово.

действие повторяется, или воспроизводится, проходит через все, соединяет или длится долго.

 

И если мы сейчас вернемся к указанным примерам с приставкой ПРЕ-, то действительно увидим смыслы гласной Е.

ПРЕкрасный, ПРЕвзойти…

И есть значение у всей приставки ПРЕ- («высокая степень, очень» или «через, пере-»), и есть смысл гласной Е: самодостаточность (все, предел, лучше не бывает!).

 

Если четко видеть смыслы Е и И, разве их можно перепутать?

Приставка ПРИ-:

- в значении «близко в пространстве»: прибрежный

(Разве можно сказать «пребрежный», т.е. «очень брежный» или «перебрежный»? К тому же по смыслу И – соединяет, здесь с берегом, а вот Е – нет, в береге не нуждается, как течение мимо берега);

- в значении присоединения: приделать

(Здесь «очень делать» тоже не можем сказать. По смыслу, речь идет о «соединении с делом»: прИ деле);

- в значении действия не в полном объеме и на срок: приоткрыть, приостановить

(По смыслу, речь идет о «соединении с открытием, остановкой»: прИ открытии, прИ остановке);

- в значении доведенного до конца действия: придумать

(По смыслу, речь идет о «соединении с думанием»: прИ думе);

- в значении действия в чьих-либо интересах: припрятать

(По смыслу, речь идет о «соединении с кем- или чем-нибудь»: прИ прятании).

 

Лучше всего потренироваться на очень похожих формах, когда приходится различать почти неразличимые в произношении слова, например:

прЕзирать (не уважать, быть при своем, отделиться) – прИзирать (заботиться, быть возле кого-н., соединение);

прЕдать (выдать, передать кому-то, отделиться) – прИдать (добавить, соединить, воспроизвести);

прЕбывать (находиться где-либо, даже перебывать достаточно) – прИбывать (приезжать, опять-таки соединиться);

прЕтворить (осуществить, перетворить, выделиться) – прИтворить (закрыть, связать, соединить части).

 

Следует осмыслить таким же образом слова (или просто запомнить):

прЕследование (это по смыслу Е, как бы «течение по следу»),

прЕпятствие (это по смыслу Е, как бы «некое состояние»),

прЕткновение (это по смыслу Е, как бы «разово, основательно, ПЕРЕ-»),

прЕвратный (это по смыслу Е, как бы «течение, переворачивание, ПЕРЕ-»),

прЕнебрежение (это по смыслу Е, как бы «отделение, очень не…»),

прЕльстить (это по смыслу Е, как бы «выделить, ПЕРЕ-»),

притязание (это по смыслу И, как бы «воссоединение, восхождение, как притяжение, тяга, прИ тязании») и др.

 

Источник: Живая Русская Грамота. Часть 1. Смысловой принцип русского правописания. Научно-популярное учебно-просветительское пособие. – РИТМ. Екатеринбург. 2009

Заказать эл.книги: http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=4

Страниц: 1

Рекомендуем

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
Творчество
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизни
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторов
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУ
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляков
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка

Важные темы
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультация
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат