Живая Русская Грамота - Проекты - Золотые Врата Урала (ЗоВУ)

Живая Русская Грамота

- Проекты
Краткий список всех статей раздела - Живая Русская Грамота
| Живая Русская Грамота | Как писать грамотно по-русски! | Как научиться грамотно писать? | Современное русское правописание | Проверяемые безударные гласные | Чередование гласных А - О | Живая Русская Грамота, часть 1, брошюра | Живая Русская Грамота, часть 2, брошюра | Живая Русская Грамота, часть 3, брошюра | Правописание гласных в корне: Проверяемые безударные гласные | Смысловой принцип русского правописания | Смысловой принцип русского правописания - 2 | Сложные слова с соединительной гласной | Непроверяемые безударные гласные | Чередование гласных Е - И | Чередования А (Я) – ИМ (ИН) | Гласные после шипящих | Гласные после Ц | Гласные О и Ё под ударением после шипящих | Гласные И, Ы после приставки | Гласные Э - Е в корне | Гласные в корне глагола | Гласные в приставках | Гласные А и О в суффиксах наречий | Гласные в окончаниях наречных предлогов | Гласные в суффиксах существительных | Гласные в суффиксах прилагательных | Как различать по смыслу похожие прилагательные | Гласные в окончаниях прилагательных | Гласные в окончаниях существительных | Гласные в суффиксах причастий | Гласные в личных окончаниях глаголов | Гласные в суффиксах неопределенной формы глагола | Глухие и звонкие согласные в корне | Чередование согласных | Непроверяемые согласные в слове | Непроизносимые согласные в корне | Правописание двойных согласных | Правописание приставок | Правописание суффиксов | Правописание Н и НН | Правописание Й | Употребление Ь | Употребление Ъ | Правописание НЕ и НИ | Сложные случаи: НЕ или НИ? | Слитное написание сложных слов | Написание сложных слов через дефис | Слитное или раздельное написание числительных | Трудные случаи различения сложных прилагательных | Правописание наречий | Правописание предлогов | Правописание союзов | Правописание частиц | Смысл и последствия утраты «парного числа» | Смыслы словоизменения, или склонения имен | Смыслы в первом склонении | Смыслы второго склонения | Смыслы в третьем склонении | О разносклоняемых словах | Смыслы словоизменения, или спряжения глаголов | О смыслах личных местоимений сегодня | О лицах как осмысленных сферах восприятия | Устройство спряжения | Сложные случаи спряжения глаголов | Принципы осмысленного словотворения и толкования смыслов
Страниц: << <  1  2 3  4  5  6  7  >  >>

Во-первых, обратите внимание, что, с точки зрения Живой Речи, в рассматриваемом орфографическом правиле говорится исключительно о письменных формах одного и того же звука «Э».

А суть правила сводится к тому, что в одних случаях этот звук «Э» предлагается писать через букву «Э», в других случаях – через букву «Е». Искусственно, по традиции или договоренности писать так, а не иначе.

Сначала напоминаем разницу между звуками А и О по их смыслам:

 

А

О

указывает на состояние, длительность, фиксированность, как бы постоянство, или многоразовость, частую повторяемость или регулярность «действия». Звук «А» не выделяет, и не разграничивает

движется в заданном направлении, задает динамичный процесс, ограниченное, но направленное действие, указывает на динамику, подчеркнутость, краткость или разовость воздействия.

 

Как бы в подтверждение, вспомните еще такое правило на А и О, но связанное уже с приставками:

В приставках РАЗ- (РАС-) без ударения пишется -А-: раздать;

В приставках РОЗ- (РОС-) под ударением пишется -О-: розданный.

 

Происхождение и формы (внешний облик) наречий разнообразны. Многие из них только с точки зрения современного языкознания ни от чего не образованы. Исторически же они обнаруживают связь со словами разных частей речи. Соответственно, они и похожи на «застывшие» формы. Но нас пока не занимает их история и виды.

Наша задача здесь – возможность осмысления правописания гласных А и О в суффиксах наречий.

Современная формальная методика преподавания приводит к тому, что многие никак не чувствуют и не осмысляют того, что они слышат и пишут. Поэтому одни спрашивают, а что же писать в окончаниях таких-то слов. А другие даже не спрашивают, считая вполне грамотным то написание, которое у них почему-то получилось.

Здесь, вероятно, на какой-то переходный период уместнее давать информацию в такой последовательности: сначала формальное правило в том виде, в каком оно сейчас доводится до учащихся, затем осмысленный (или смысловой) комментарий.

 

Формальное правило

Пример

В суффиксах: -отн-я, -овн-я, -от-а, -ость пишется гласный О.

бегОтня, болтОвня, высОта, подлиннОсть

 

В качестве расширения практики разберем подобные же случаи с правописанием гласных в именах прилагательных.

 

Формальное правило

Пример

В суффиксах -чив- и -лив- пишется гласный И.

находчивый, уживчивый,

счастливый, заботливый

 

Наверное, каждый сталкивался в текстах со словами одного корня, но по-разному звучащих и отличающихся письменно. Например:

- ветрЕный – в значении «с ветром»: ветреный день, ветреная девушка,

- ветрЯной – в значении «приводимый в движение ветром»: ветряной двигатель и

- ветрЯный – в значении «болезни»: ветряная оспа.

Вот совершенно новая ситуация для разбора смыслов. Мы окончаний еще почти не касались, тем более трудностей падежных окончаний в склонении.

 

Формальное правило

Пример

Пишется буква Е:

в дательном падеже (1 склонение):

 

 

 

 

в предложном падеже (1 и 2 склонения):

к фабрике, при фабрике, по аллее, в аллее.

Исключения: существительные на -ия, -ий, -ие: к станции, к планетарии.

 

к статье, о статье, о счастье (но: в здании).

 

Формальное правило

Пример

Пишется буква И:

в родительном падеже (1 и 3 склонения):

 

в дательном и предложном падежах (3 склонение):

у фабрики, от аллеи, у двери.

 

 

к двери, от двери.

 

Страниц: << <  1  2 3  4  5  6  7  >  >>

Besucherzahler real russian women, who needs real men and real feelings
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) Психология Рассылки РИТМ Русское языкознание
Практика РИТМ
Рассылки РИТМ
Психология
ЯзыкоЗнание
Библиотека РИТМ (CD)
Естествознание
Творчество
Практическая психология
Психология воспитания
Психология отношений
Культура здоровья
Психология людей новой цивилизации
XXI век и психология людей новой цивилизации
Властелин Времени: технология практической жизни
Назад в Будущее: восстановление утраченных способностей
Через язык - к истокам разумной жизни
Живой Русский Язык
Живая Русская Речь
Живая Русская Грамота
Культура Живой Речи
Смысловой Толковый Словарь
Словарь значений
Литература
Методика Родной Речи
Другие публикации по языку
ЗОВУ РИТМ, эл. журнал Пресс-центр "Золотые Врата Урала" (ЗоВУ) Мама, Папа, Дети... - Здоровая семья Каталог "Звезды Урала"
О журнале
Подписка
Архив (CD и сайт)
Анонсы и новости
Избранные публикации
Отзывы
От наших авторов
ЗОВУ РИТМ, электронный журнал
Золотые Врата Урала, газета
Карта успеха, альманах
Книги
Брошюры
Компакт-диски
Интернет (сайт)
Услуги Пресс-центра ЗоВУ
Дети и воспитание: древние традиции
Осознанное родительство
Природа женщины и материнства
Экология здорового младенца
Что может папа?
Благополучная семья
Что выбирает молодежь?
Детское творчество
Взрослое творчество
Здоровье
Наши современники
Интервью
Статьи о звездах
Для жизни, для души
Каталог-справочник известных земляков
Практика РИТМ Банк поздравлений Юмор Музыка-mp3

Фотоальбомы

Видео и клипы

Магазин (и книжная выставка)

Золотое Времечко (новости)

Толковый словарь русского языка

Важные темы
Психологический практикум
Ладный путь к своей природе
Русский язык: практикум

Психологическая консультация
Золотое кольцо праздников (о больших праздниках)
День рождения (именины)
Юбилей
Свадьба
Образцы, заготовки поздравлений
Поздравления в стихах
Частушки
Игры, шутки, розыгрыши
Цветы
Календарь всех праздников
Новые материалы о праздниках
Анекдоты
Перлы
Фотоприколы
Бестолковый словарь
Афоризмы
Неформат